Главная » 2011 » Ноябрь » 8 » Урок музыки в 3 классе
22:55
Урок музыки в 3 классе
Урок музыки в 3 классе
Тема урока:
Балет П.И.Чайковского
«Спящая красавица»

Разработала сценарий урока
учитель высшей категории МОУ СОШ №48 г. Белгорода
Почётный работник общего образования РФ
ДВОДНЕНКО Валентина Гавриловна
Г.Белгород 2011

Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»
Цель: Обобщение основных понятий о балете,знакомство с балетом
П.И.Чайковского «Спящая красавица»
Задачи: - расширение музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство) и развитие на этой основе ассоциативно – образного мышления;
- воспитание навыков эмоционально – осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, музыкальный язык на интонационно – образной основе;
- способствовать развитию умения давать личностную оценку музыке, аргументировать индивидуальное отношение.
Обеспечение:
-портрет П.И.Чайковского
-Видеофильм «Спящая красавица» Постановка И.Всеволжского и М Петипа

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие: (поём)
Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам волшебный звонок!
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!
У.: Чтобы отправиться в путешествие в прекрасную, волшебную страну музыки, нам нужно подготовиться: сосредоточиться, активизировать внимание, слух. Для этого мы проведём небольшую разминку.
2. Разминка: (по системе В.Емельянова)
- ш, с, ф, к, т, п, б, в, г, д.ж, з;
- Счёт 1…10 (тихий ровный голос)
- Счёт 1…10 (крещендо)
- ритмическое эхо
У.: А в какую область музыки мы отправимся? Вы узнаете, если разгадаете загадку:
С музыкой разной дружим мы с детства,
Жанров ненужных в музыке нет!
Самый загадочный и интересный,
Самый таинственный жанр … (балет)
(Сочиняем мелодию к загадке: выбираем лад, размер, регистр, темп, динамику, движение мелодии, и поём её песенкой)

У: Прежде чем отправиться в удивительное путешествие, давайте вспомним, а что вообще мы знаем о балете?
(выслушать ответы, соревнование между рядами)
У: Давайте обобщим наши ответы и выстроим их в такой диалог между девочками и мальчиками:
(все термины по мере возникновения высвечиваются на экране)
Девочки: Расскажи – ка мне, сосед,
Что ты знаешь про балет?

Мальчики: Там артисты все молчат,
Не поют, не говорят…
Девочки: Как узнать, что происходит?
Кто пришёл,а кто уходит?
Мальчики: Ты либретто прочитай, содержание узнай!
Балет из танцев состоит,из ямы музыка звучит!
Девочки: Что за яма, интересно?
Мальчики: Это яма для оркестра!
Солисты танцы исполняют,
кордебалет им помогает!
У.: Всё верно, ребята, балет – это спектакль, в котором содержание балета, чувства и мысли героев передаются только с помощью танца, мимики, жеста.
Давай те попробуем сравнить балет с железнодорожным составом и изобразим построение спектакля в виде вагонов: (на экране изображены три вагона)
Скажите, смогут ли эти вагоны сами поехать? Нет? А почему? Чего не хватает?
(выслушать ответы детей
У.: Верно, не хватает паровоза! (добавляем к вагонам яркий паровоз)
А какую роль играет паровоз? Вспомните, что обычно звучит перед любым спектаклем? Верно, вступление! А для чего нужно вступление? (выслушать ответы учеников)
У.: Давайте посмотрим фрагмент вступления и ответим на этот вопрос. Возможно, кто-то уже по этому фрагменту сможет сказать, как называется этот балет.
Смотрим видеозапись: вступление (противостояние фей)
У.: Что вы поняли из вступления? (Выслушать ответы учеников)
У.: Верно, ребята! Два действующих лица: одна – добрая фея, другая – злая фея Карабос, между ними - борьба. Значит, вступление вводит нас в круг образов балета, в основную идею его содержания.А вы знаете, как в музыке называется вступление? - УВЕРТЮРА! (проговорить вместе слово). А кто уже по вступлению догадался, как называется этот балет?
Выслушать ответы учеников
У: Правильно! Это балет «Спящая красавица», и музыку к этому балету написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (Портрет композитора)
-А сколько всего балетов написал Чайковский?
-А знаете ли вы, какой вклад внёс Пётр Ильич Чайковский в развитие балетного искусства? (Чайковский внёс в музыку балета глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии, его балеты способствовали значительному обогащению танцевальной лексики и драматургии)
У.: Что вы узнали о либретто? Давайте проверим домашнее задание
У: давайте по очереди проговорим содержание первого действия. Кто начнёт рассказ?
1 уч.: У короля и королевы родилась дочь Аврора.
2 уч. В честь дня её рождения король пригласил на бал всех фей королевства, чтобы они одарили Аврору умом, талантами, красотой.…
3 уч. Только фею Карабос пригласить забыл.
4 уч. Она явилась на бал незваной гостьей и наколдовала девочке смерть.
У.: Давайте посмотрим сцену колдовства и определим, какие краски использует композитор для создания музыкального образа феи Карабос? Разделимся по рядам:/ карточки №1 с заданием на столах учеников/
• 1 ряд (музыканты) следят за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, регистр, темп, динамика;
• 2 ряд (танцоры) внимательно следят за пластикой танца злой феи: какой рисунок танца, какой характер движений;
• 3 ряд (художники) следят за тем, как меняется цветовая гамма, начиная от костюма феи Карабос и заканчивая освещением сцены.
Смотрим видеофрагмент 1 действия (сцена колдовства); обсуждаем (по рядам) как изменяется музыка, пластика танца, цветовая гамма.
У.: Ребята, а кто, по законам жанра, должен противостоять силам зла?
Уч-к: Добрая волшебница!
У.: Верно! Давайте вспомним увертюру: как должна зазвучать мелодия доброй феи?
-Регистр?
-Темп?
-Динамика?
-Гармония (Выслушать ответы учеников)
У.:Добрая фея Сирени - крёстная Авроры - не могла отменить злое колдовство, но в её силах смягчить смертный приговор: Аврора не умрёт, а заснёт на 100 лет…
Смотрим фрагмент из финальной сцены 1 действия (сцена колдовства доброй феи)
У. Что наступает в спектакле после первого действия?
(Ответы учеников)
У: Верно, ребята, антракт! Антракт – это перерыв. Давайте и мы немного отдохнём, встанем и потанцуем под музыку Петра Ильича Чайковского.
Звучит по выбору учителя музыка из балета (например, «Вальс цветов»)
У: усаживаемся на свои места, готовимся ко 2 действию. А кто скажет, с чего начинается 2-е-действие?
Уч-к: 2 действие также начинается со сцены бала: прошли годы, Аврора выросла, ей исполнилось 20 лет и на этот бал вместе с гостями прибывают женихи из других королевств
Смотрим начало 2 д. (фрагмент)
У.: Прибыли подданные поздравить Аврору с днём рождения. Они принесли корзины с цветами, поздравляют принцессу с днём рождения. А вот и сама принцесса, красивая, взволнованная, радостная…
•А какие краски должен использовать композитор для Авроры?
(темп музыки, динамика, регистр, гармония)
(Выслушать ответы)
Смотрим видеофрагмент 2 действия
У.: Прекрасный бал, все счастливы: и принцесса, и родители Авроры король с королевой, и гости. Ребята, вспомните, что омрачило счастливое настроение всех присутствующих на балу?
Уч-к: В самый разгар бала явилась злая фея в скромном одеянии монашки и подарила Авроре букет цветов.
Уч-к: Среди этих цветов она спрятала острую спицу. Аврора, танцуя,уколола палец и должна умереть.
Уч-к: Но фея Сирени не может этого допустить. Благодаря её колдовским чарам смерть отступает, к Авроре приходит глубокий сон на 100 лет. А чтобы, проснувшись, она не оказалась одна, фея усыпляет всех, кто был на балу.
Смотрим видеофрагмент окончания 2 действия.
У.: Закончилось 2 действие спектакля, начинается антракт. Давайте встанем и снова потанцуем под музыку великого русского композитора, а заодно и отдохнём.

Звучит по выбору учителя музыка из балета
У.: Садитесь, ребята, на свои места, сейчас начнётся 3 действие. Давайте снова разделимся по группам и посмотрим начало 3 действия: (карточки №2 с заданием на столах учеников)
• 1 ряд (музыканты) следят за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, регистр, темп, динамика;
• 2 ряд (танцоры) внимательно следят за пластикой танцоров: какой рисунок танца, какой характер движений;
• 3 ряд (художники) обсуждают костюмы танцоров, в чём их отличие от костюмов главных героев, их цветовую гамму, декорации.
Смотрим видеофрагмент: сцена характерного танца в лесу (второстепенные герои, кордебалет)
Обсуждаем, прежде всего, танец: характер, движения, костюмы, обувь. (Подвести ребят к пониманию различия характерного танца и классического).
У.: А что происходит в 3 действии?
Уч-к: Отделившись от слуг, принц углубляется в лес, где видит между деревьев фею Сирени, которая, мелькая среди деревьев, увлекает его всё дальше и дальше.
Уч-к: Медленно фея взмахивает волшебной палочкой в сторону скал. Они раскрываются, и принц видит спящую Аврору.
Уч-к: По новому взмаху волшебницы Аврора пробуждается, лучи заходящего солнца озаряют её розовым светом и видение исчезает.
Уч-к: Принц просит фею указать путь к Авроре, которую он полюбил всем сердцем. Волшебница ведёт его к своей ладье, и они отправляются в путь.
Уч-к: Принц устремляется в замок и, увидев спящую девушку, целует её, от чего она просыпается.
У.: Рухнули чары злого колдовства!
Смотрим видеофрагмент: эпизод в спальне Авроры
У.: У каждого спектакля бывает конец. В балете он называется финал. Как заканчивается балет?
Уч-к: Балет заканчивается свадьбой Авроры и принца.
У.: А наше путешествие подошло к концу.
На экране к концу урока выстроен ряд терминов:
o Балет
o Либретто
o Танец
o Пластика
o Классический танец
o Характерный танец
o Солист
o Кордебалет
o Оркестровая яма
o Увертюра
o Антракт
o Финал
o Чайковский
Давайте вспомним: (соревнование между рядами)
-Что такое балет?
-как называется балет?
-Кто автор музыки?
-Из чего состоит балет?
-Как называется вступление?
-Какова роль увертюры?
-Что такое либретто?
-Где размещается оркестр?
-Что значит танец классический?
-Что значит танец характерный?
-Как называют группу танцоров, которые сопровождают танец солистов?
-Как называется заключительная сцена спектакля?
-Как называется перерыв между действиями?
-Какой вклад внёс Пётр Ильич Чайковский в развитие балетного искусства?
У.: А теперь сюрпризный момент: вскройте конверт, лежащий на парте. Что вы увидели внутри?
В конверте небольшая открытка, внутри которой изображены принц и Аврора, (можно сделать фигуры объёмными), а на последней странице текст стихотворения:
Добро и зло, добро и зло -
Непримиримые вовеки.
Добро и зло, добро и зло -
Есть в каждом человеке!
Идёт борьба внутри него,
Хотите, не хотите ли,
Но жизнь зависит от того,
Кто станет победителем!
У.: Предлагаю ученику прочитать это четверостишье, а учащимся определить главную идею балета.

Дом. задание: для каждого ряда учащихся: (карточка №3)
• (1ряд): составить кроссворд из терминов по теме урока; сочинить мелодию к стихотворению;
• (2 ряд): нарисовать свои эскизы костюмов главных героев (посмотреть энциклопедию костюма, детали костюма);
• (3 ряд): нарисовать афишу к балету, в которой бы отражалась идея борьбы добра со злом.
Категория: Творческая группа под управлением Дводненко В.Г. | Просмотров: 1544 | Добавил: радуга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Регистрация | Вход