22:55 Урок музыки в 3 классе |
Урок музыки в 3 классе Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» Разработала сценарий урока учитель высшей категории МОУ СОШ №48 г. Белгорода Почётный работник общего образования РФ ДВОДНЕНКО Валентина Гавриловна Г.Белгород 2011 Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» Цель: Обобщение основных понятий о балете,знакомство с балетом П.И.Чайковского «Спящая красавица» Задачи: - расширение музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство) и развитие на этой основе ассоциативно – образного мышления; - воспитание навыков эмоционально – осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, музыкальный язык на интонационно – образной основе; - способствовать развитию умения давать личностную оценку музыке, аргументировать индивидуальное отношение. Обеспечение: -портрет П.И.Чайковского -Видеофильм «Спящая красавица» Постановка И.Всеволжского и М Петипа Ход урока: 1. Музыкальное приветствие: (поём) Сейчас музыкальный начнётся урок, Об этом сказал нам волшебный звонок! Сказал, заливаясь на ноте высокой: «Друзья, поздравляю с началом урока! У.: Чтобы отправиться в путешествие в прекрасную, волшебную страну музыки, нам нужно подготовиться: сосредоточиться, активизировать внимание, слух. Для этого мы проведём небольшую разминку. 2. Разминка: (по системе В.Емельянова) - ш, с, ф, к, т, п, б, в, г, д.ж, з; - Счёт 1…10 (тихий ровный голос) - Счёт 1…10 (крещендо) - ритмическое эхо У.: А в какую область музыки мы отправимся? Вы узнаете, если разгадаете загадку: С музыкой разной дружим мы с детства, Жанров ненужных в музыке нет! Самый загадочный и интересный, Самый таинственный жанр … (балет) (Сочиняем мелодию к загадке: выбираем лад, размер, регистр, темп, динамику, движение мелодии, и поём её песенкой) У: Прежде чем отправиться в удивительное путешествие, давайте вспомним, а что вообще мы знаем о балете? (выслушать ответы, соревнование между рядами) У: Давайте обобщим наши ответы и выстроим их в такой диалог между девочками и мальчиками: (все термины по мере возникновения высвечиваются на экране) Девочки: Расскажи – ка мне, сосед, Что ты знаешь про балет? Мальчики: Там артисты все молчат, Не поют, не говорят… Девочки: Как узнать, что происходит? Кто пришёл,а кто уходит? Мальчики: Ты либретто прочитай, содержание узнай! Балет из танцев состоит,из ямы музыка звучит! Девочки: Что за яма, интересно? Мальчики: Это яма для оркестра! Солисты танцы исполняют, кордебалет им помогает! У.: Всё верно, ребята, балет – это спектакль, в котором содержание балета, чувства и мысли героев передаются только с помощью танца, мимики, жеста. Давай те попробуем сравнить балет с железнодорожным составом и изобразим построение спектакля в виде вагонов: (на экране изображены три вагона) Скажите, смогут ли эти вагоны сами поехать? Нет? А почему? Чего не хватает? (выслушать ответы детей У.: Верно, не хватает паровоза! (добавляем к вагонам яркий паровоз) А какую роль играет паровоз? Вспомните, что обычно звучит перед любым спектаклем? Верно, вступление! А для чего нужно вступление? (выслушать ответы учеников) У.: Давайте посмотрим фрагмент вступления и ответим на этот вопрос. Возможно, кто-то уже по этому фрагменту сможет сказать, как называется этот балет. Смотрим видеозапись: вступление (противостояние фей) У.: Что вы поняли из вступления? (Выслушать ответы учеников) У.: Верно, ребята! Два действующих лица: одна – добрая фея, другая – злая фея Карабос, между ними - борьба. Значит, вступление вводит нас в круг образов балета, в основную идею его содержания.А вы знаете, как в музыке называется вступление? - УВЕРТЮРА! (проговорить вместе слово). А кто уже по вступлению догадался, как называется этот балет? Выслушать ответы учеников У: Правильно! Это балет «Спящая красавица», и музыку к этому балету написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (Портрет композитора) -А сколько всего балетов написал Чайковский? -А знаете ли вы, какой вклад внёс Пётр Ильич Чайковский в развитие балетного искусства? (Чайковский внёс в музыку балета глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии, его балеты способствовали значительному обогащению танцевальной лексики и драматургии) У.: Что вы узнали о либретто? Давайте проверим домашнее задание У: давайте по очереди проговорим содержание первого действия. Кто начнёт рассказ? 1 уч.: У короля и королевы родилась дочь Аврора. 2 уч. В честь дня её рождения король пригласил на бал всех фей королевства, чтобы они одарили Аврору умом, талантами, красотой.… 3 уч. Только фею Карабос пригласить забыл. 4 уч. Она явилась на бал незваной гостьей и наколдовала девочке смерть. У.: Давайте посмотрим сцену колдовства и определим, какие краски использует композитор для создания музыкального образа феи Карабос? Разделимся по рядам:/ карточки №1 с заданием на столах учеников/ • 1 ряд (музыканты) следят за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, регистр, темп, динамика; • 2 ряд (танцоры) внимательно следят за пластикой танца злой феи: какой рисунок танца, какой характер движений; • 3 ряд (художники) следят за тем, как меняется цветовая гамма, начиная от костюма феи Карабос и заканчивая освещением сцены. Смотрим видеофрагмент 1 действия (сцена колдовства); обсуждаем (по рядам) как изменяется музыка, пластика танца, цветовая гамма. У.: Ребята, а кто, по законам жанра, должен противостоять силам зла? Уч-к: Добрая волшебница! У.: Верно! Давайте вспомним увертюру: как должна зазвучать мелодия доброй феи? -Регистр? -Темп? -Динамика? -Гармония (Выслушать ответы учеников) У.:Добрая фея Сирени - крёстная Авроры - не могла отменить злое колдовство, но в её силах смягчить смертный приговор: Аврора не умрёт, а заснёт на 100 лет… Смотрим фрагмент из финальной сцены 1 действия (сцена колдовства доброй феи) У. Что наступает в спектакле после первого действия? (Ответы учеников) У: Верно, ребята, антракт! Антракт – это перерыв. Давайте и мы немного отдохнём, встанем и потанцуем под музыку Петра Ильича Чайковского. Звучит по выбору учителя музыка из балета (например, «Вальс цветов») У: усаживаемся на свои места, готовимся ко 2 действию. А кто скажет, с чего начинается 2-е-действие? Уч-к: 2 действие также начинается со сцены бала: прошли годы, Аврора выросла, ей исполнилось 20 лет и на этот бал вместе с гостями прибывают женихи из других королевств Смотрим начало 2 д. (фрагмент) У.: Прибыли подданные поздравить Аврору с днём рождения. Они принесли корзины с цветами, поздравляют принцессу с днём рождения. А вот и сама принцесса, красивая, взволнованная, радостная… •А какие краски должен использовать композитор для Авроры? (темп музыки, динамика, регистр, гармония) (Выслушать ответы) Смотрим видеофрагмент 2 действия У.: Прекрасный бал, все счастливы: и принцесса, и родители Авроры король с королевой, и гости. Ребята, вспомните, что омрачило счастливое настроение всех присутствующих на балу? Уч-к: В самый разгар бала явилась злая фея в скромном одеянии монашки и подарила Авроре букет цветов. Уч-к: Среди этих цветов она спрятала острую спицу. Аврора, танцуя,уколола палец и должна умереть. Уч-к: Но фея Сирени не может этого допустить. Благодаря её колдовским чарам смерть отступает, к Авроре приходит глубокий сон на 100 лет. А чтобы, проснувшись, она не оказалась одна, фея усыпляет всех, кто был на балу. Смотрим видеофрагмент окончания 2 действия. У.: Закончилось 2 действие спектакля, начинается антракт. Давайте встанем и снова потанцуем под музыку великого русского композитора, а заодно и отдохнём. Звучит по выбору учителя музыка из балета У.: Садитесь, ребята, на свои места, сейчас начнётся 3 действие. Давайте снова разделимся по группам и посмотрим начало 3 действия: (карточки №2 с заданием на столах учеников) • 1 ряд (музыканты) следят за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, регистр, темп, динамика; • 2 ряд (танцоры) внимательно следят за пластикой танцоров: какой рисунок танца, какой характер движений; • 3 ряд (художники) обсуждают костюмы танцоров, в чём их отличие от костюмов главных героев, их цветовую гамму, декорации. Смотрим видеофрагмент: сцена характерного танца в лесу (второстепенные герои, кордебалет) Обсуждаем, прежде всего, танец: характер, движения, костюмы, обувь. (Подвести ребят к пониманию различия характерного танца и классического). У.: А что происходит в 3 действии? Уч-к: Отделившись от слуг, принц углубляется в лес, где видит между деревьев фею Сирени, которая, мелькая среди деревьев, увлекает его всё дальше и дальше. Уч-к: Медленно фея взмахивает волшебной палочкой в сторону скал. Они раскрываются, и принц видит спящую Аврору. Уч-к: По новому взмаху волшебницы Аврора пробуждается, лучи заходящего солнца озаряют её розовым светом и видение исчезает. Уч-к: Принц просит фею указать путь к Авроре, которую он полюбил всем сердцем. Волшебница ведёт его к своей ладье, и они отправляются в путь. Уч-к: Принц устремляется в замок и, увидев спящую девушку, целует её, от чего она просыпается. У.: Рухнули чары злого колдовства! Смотрим видеофрагмент: эпизод в спальне Авроры У.: У каждого спектакля бывает конец. В балете он называется финал. Как заканчивается балет? Уч-к: Балет заканчивается свадьбой Авроры и принца. У.: А наше путешествие подошло к концу. На экране к концу урока выстроен ряд терминов: o Балет o Либретто o Танец o Пластика o Классический танец o Характерный танец o Солист o Кордебалет o Оркестровая яма o Увертюра o Антракт o Финал o Чайковский Давайте вспомним: (соревнование между рядами) -Что такое балет? -как называется балет? -Кто автор музыки? -Из чего состоит балет? -Как называется вступление? -Какова роль увертюры? -Что такое либретто? -Где размещается оркестр? -Что значит танец классический? -Что значит танец характерный? -Как называют группу танцоров, которые сопровождают танец солистов? -Как называется заключительная сцена спектакля? -Как называется перерыв между действиями? -Какой вклад внёс Пётр Ильич Чайковский в развитие балетного искусства? У.: А теперь сюрпризный момент: вскройте конверт, лежащий на парте. Что вы увидели внутри? В конверте небольшая открытка, внутри которой изображены принц и Аврора, (можно сделать фигуры объёмными), а на последней странице текст стихотворения: Добро и зло, добро и зло - Непримиримые вовеки. Добро и зло, добро и зло - Есть в каждом человеке! Идёт борьба внутри него, Хотите, не хотите ли, Но жизнь зависит от того, Кто станет победителем! У.: Предлагаю ученику прочитать это четверостишье, а учащимся определить главную идею балета. Дом. задание: для каждого ряда учащихся: (карточка №3) • (1ряд): составить кроссворд из терминов по теме урока; сочинить мелодию к стихотворению; • (2 ряд): нарисовать свои эскизы костюмов главных героев (посмотреть энциклопедию костюма, детали костюма); • (3 ряд): нарисовать афишу к балету, в которой бы отражалась идея борьбы добра со злом. |
|
Всего комментариев: 0 | |