Цель урока - познакомить учащихся с творчеством Александра Морозова; - развивать эмоциональное восприятие и музыкально-эстетический вкус. Задачи урока - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к творчеству Александра Морозова. - развивать чувство гордости за свою малую Родину. - стимулировать творческую активность детей. - углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне, способствовать расширению их информационного кругозора. - пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником. Оборудование Музыкальный центр, фортепиано, компакт диск с материалом для прослушивания, шкатулка. Музыкальный материал - «Малиновый звон», музыка А. Морозова, слова А. Поперечного. - «Белгородчина моя», музыка А. Морозова, слова А. Поперечного. - «Молитва», музыка А. Морозова, слова Н. Рубцова. - «Прохоровское поле», музыка А. Морозова, слова А. Поперечного. - «Родное Белогорие», музыка А. Мищенко, слова В. Молчанова. - «Белгородские улицы», музыка Е. Рыбкина, слова В. Молчанова. - «Дорогая земля», музыка А. Балбекова, слова Г.Островского. Ход урока Учитель обращается к учащимся с музыкальным приветствием: «Здравствуйте, ребята!» Учащиеся тоже отвечают музыкальной фразой: «Добрый день!» 1. Актуализация опорных знаний. Учитель: На предыдущих уроках мы с вами разучивали песни Белгородских авторов. Назовите их имена. Дети: Композиторы: Евгений Рыбкин, А. Балбеков, Александр Мищенко; поэт Владимир Молчанов. Учитель: Ребята, давайте проведём викторину, где будут звучать знакомые вам песни, а вы говорите название песни и её авторов. (Звучат песни и дети говорят название песни и её авторов) Учитель: Сегодня у меня в руках волшебная шкатулка, а что такое шкатулка? Дети: Шкатулка, это коробочка, где хранится самое дорогое. Учитель: Ребята, давайте мы сейчас откроем чудо-шкатулку и посмотрим, что там хранится. (Открывается шкатулка и звучит песня «Малиновый звон, дети подпевают) Учитель: Как называется эта песня? Дети: «Малиновый звон» Учитель: Кто авторы этой песни? Дети: Композитор Александр Морозов и поэт Анатолий Поперечный. 2. Формирование новых знаний. Учитель: Вот у нас и обозначилась тема урока. Итак, в этой чудо-шкатулке, собраны песни известного композитора Александра Морозова и сегодня вы поближе познакомитесь с его творчеством. Что связывает Александра Морозова с Белгородчиной? Дети: Он был здесь, любовался красотой нашего края, слушал соловьиные песни. Учитель: Вот что сказал Александр Морозов о нашей земле: «Край удивительной красоты и щедрости, душевной чистоты и мужества по праву занял своё место в великой истории России». Всё это он воспел в своих песнях. Сегодня я предлагаю вам послушать песню «Белгородчина моя», которая была написана совместно с поэтом Анатолием Поперечным. (Слушание песни «Белгородчина моя») 3. Работа с песней. Разбор и анализ произведения: форма песни куплетная, вальсообразная, трехдольный размер, торжественное вступление, движение мелодии сверху вниз. На партах разложен текст песни, разучивание по фразам. Учитель: Ребята, у нас сегодня в гостях школьный ансамбль «Мелодия», в исполнении которого мы послушаем эту песню, а вы присоединяетесь и поёте. (Исполнение песни «Белгородчина моя») 4. Формирование новых знаний. Учитель: Сегодня в нашей непростой жизни тема высокой нравственности особенно актуальна и Александр Морозов в своём творчестве обращается к душе человека, ведь человек приходит в этот мир, чтобы нести людям добро, любовь, красоту. Душа должна быть чиста, и эта тема звучит в песне «Молитва» на стихи Николая Рубцова. (Слушание песни «Молитва») Учитель: Что характерно для песен Александра Морозова, его музыкального почерка? Дети: напевность; душевность; сердечность; мелодия яркая и запоминающаяся, но вместе с тем проста в исполнении. Учитель: Белгородчина - край, где свято чтится память о тех людях, которые ценой своей жизни приближали победу, и мы потомки тех, кто защищал нашу Родину, помним о них. И сколько бы не прошло лет, ветераны приезжают сюда, чтобы поклониться этой святой земле, своим погибшим однополчанам. Давайте и мы минутой молчания почтим память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу с вами жизнь. (Все встают. Минута молчания.) Учитель: Как истинный патриот, Александр Морозов, не мог не побывать на Прохоровском поле, он поклонился этой святой земле и написал песню «Прохоровское поле». Слушание песни «Прохоровское поле». 5. Творческое задание. Учитель: А сейчас мы открываем шкатулку и создаем цветок из песен Александра Морозова (на заготовленных учителем лепестках дети пишут названия известных им песен композитора и делают цветок). Этот цветок мы положим в шкатулку, как самое дорогое и заветное. 6. Итог урока. Сегодня вы познакомились с творчеством Александра Морозова, послушали и разучили его замечательные песни, и мы можем чаще открывать нашу волшебную шкатулку и наслаждаться этими чудесными песнями. Выход детей под песню «Белгородчина моя».
|